Времена, когда люди в буквальном смысле дружили и всячески избегали конфликтов прошли. Теперь самый главный вопрос, который можно услышать из уст всех и каждого – вопрос «Кто?». Кто допустил ошибки, которые привели к такому удручающему результату? Кто будет уволен, а кто останется?
Дезинтеграция достигает пика. Теперь каждый занимает оборонительную позицию. Люди начинают действовать по принципу «каждый сам за себя». Атмосфера всеобщей подозрительности с оттенком паранойи царит внутри компании. Процесс внутреннего разложения набирает обороты. Вместо того, чтобы направить все усилия на работу, менеджеры вступают в политические коалиции, нацеленные на дискредитацию коллег.
Руководство, будучи не в состоянии оценивать ситуацию трезво, в первую очередь увольняет последних носителей предпринимательского духа – инженеров-конструкторов, специалистов по стратегическому планированию и маркетологов. Кто разработал, как оказалось, «не тот продукт»? Кто ответственный за то, что компания оказалась не на том рынке, а стратегия не работает? Почему технологии безнадежно устарели? Козлами отпущения становятся последние креативщики, которые покидают компанию или по собственному желанию, или по принуждению.
«Когда I полностью исчезает, остается только обрубок 00А0. Дерева больше нет. Из земли торчит один пень — как напоминание о дереве, которое когда-то шумело здесь своими ветвями».
Ицхак Адизес
Так, компания окончательно теряет не только (Е) и (Р), но и (І). Остаются одни администраторы, которые не ориентированы на изменения. Они устанавливают бюрократические порядки, вводят новые правила, сотнями пишут новые руководства и инструкции. Продолжают ли они обслуживать потребности клиентов? Да. Единственное, делают они это абсолютно нерезультативно. Результативность работы компании на данном этапе равняется нулю.