Подпишитесь на нашу информационную рассылку
Стадия Жизненного цикла организации

Аристократизм

Чем ближе компания приближается к этапу Аристократизма, тем менее желанными становятся изменения. Снижение гибкости, начавшееся еще на этапе Расцвета, дает о себе знать. Стремясь минимизировать всевозможные риски, организация использует только те возможности, которые дают ощутимый результат в краткосрочной перспективе. Так, она не осваивает новые технологии, не проявляет интерес к внедрению инновационных проектов, не завоевывает новые рынки. Другими словами, она утрачивает дух предпринимательства, благодаря которому не так давно она взобралась на вершину успеха.
В будущем уменьшение изменений и нехватка инноваций приводит к тому, что организация задыхается от бюрократического засилья, становится неконкурентоспособной и лишается рынка.

О каких особенностях говорит Ицхак Адизес?
Атмосфера застоя
Что насчет людей? Они становятся пассивными. Всячески стараются избегать конфликтов и разногласий. «Не гони волну» становится их негласным девизом. На эту тему есть забавный анекдот:

Человека, попавшего в ад, отправляют работать в аристократическую компанию. Первый рабочий день. Он заходит в офис и видит, что все сотрудники стоят в фекалиях аж по самый подбородок.

– Как вы так работаете? – в изумлении спрашивает он.

– Главное, не гони волну! – хором кричат ему они в ответ.

Так, пока работник тише воды, ниже травы и не пытается активно поднимать существующие проблемы, на которые другие предпочитают закрывать глаза, он имеет шанс не только заслужить уважение, но и продвинуться по служебной лестнице. В свою очередь, тот, кто открыто говорит о возникших трудностях, получает массовый отпор. Он становится изгоем в коллективе. А его самая незначительная оплошность становится причиной для увольнения.
Ритуалы


В аристократической компании люди большое значение придают ритуалам. Им не важен конечный результат работы. На первый план выходят общепринятые стандарты и ценности. Форма побеждает функцию.

Теперь никаких джинсов и толстовок. К дресс-коду существуют строжайшие требования, нарушить которые не решается даже самый смелый демократ. Все менеджеры носят цельные деловые костюмы корпоративного цвета и выглядят так, словно они собрались на траурную церемонию.

Главная особенность компаний-аристократов – приверженность не только к дорогому единообразию в одежде, но и к дорогой обстановке. Офис в самом престижном районе, элитная массивная мебель, шикарные ковры, картины с изображением основателя и дорогие дизайнерские «штучки». Так, демонстрируя свой статус, они идентифицируют свою принадлежность к элите.
Паралич центра власти
Чтобы поддерживать прежний уровень дохода, достигшая этапа Аристократизма организация взвинчивает цены на продукцию. При этом спрос, как и рыночная доля, резко сужается, а сами продукты начинают морально устаревать. Поступать таким образом – все равно что запивать антибиотики крепким виски. Такие манипуляции являются губительными для здоровья компании и только сильнее ускоряют процесс старения. Продажи рекордными темпами уменьшаются. Потери растут. Как результат - отток денежных средств превышает приток. Наконец-то настает тот момент, когда с глаз лидеров падает пелена, и они начинают осознавать всю серьезность ситуации.
Падающая прибыль


На этапе Расцвета компания знает, что надо и чего не надо делать, как нужно и как не нужно делать, почему нужно и почему не нужно делать. Она перестает жить «как на качелях» и стает спокойной и уравновешенной. Она знает не только, как и почему она зарабатывает деньги, но и, как и почему она собирается зарабатывать. Она сама создает возможности вместо того, чтобы пользоваться теми, которые преподносит ей жизнь.

Будучи в Расцвете, организация составляет реалистичные бюджеты и старается их соблюдать, поэтому расхождения между реальными результатами и запланированными оказываются незначительными.
Слияния
Избавившись от иллюзий, аристократическая компания приступает к поиску новых технологий. Так, лакомым куском обычно становятся молодые организации, которые находятся на этапе Давай-Давай. Те, в свою очередь, с удовольствием принимают предложение на их взгляд зрелой и опытной компании. Причина проста: они измотаны бесконечными проблемами роста и считают, что аристократическая организация лучше организована, ликвидна, и поэтому поможет им встать на ноги. В действительности происходит обратное.

Поглощаемая компания становится жертвой административного уклада. Каждое свое решение (бизнес-план, бюджет) она должна согласовывать со своим «родителем». Такие проволочки искореняют дух предпринимательства. Творческие и активные сотрудники быстро находят себе новое место работы, а молодая компания, утратившая гибкость, идет по стопам «агрессора».
Поглощения


Впрочем, организации на этапе Аристократии нередко сами являются объектом для поглощения. Кого они привлекают? Компании на этапе Давай-Давай. Те, будучи слишком самонадеянными, безудержно стремятся к росту и покупают компанию-аристократа. Смогут ли они ужиться вместе? Нет. Климат аристократической организации категорически не подходит быстрорастущему бизнесу. Соблюдение правил и норм – это все не для нее. Кроме того, проблемы зрелой организации становятся для нее непосильной ношей. Рост замедляется. И единственное, что остается сделать – это сбросить балласт: обанкротить аристократическую единицу.
Упадческие настроения
Подобно тому, как находящиеся на гране развода семейные пары хотят сохранить брак и поэтому рожают ребенка, так и организации- аристократы пытаются поднять моральный дух своих сотрудников, вручая им дипломы за эфемерные заслуги и отправляя в награду на фешенебельные курорты. Но такие поощрения как мертвому припарка. Люди чувствуют, что компания обречена. Те, кто менее лоялен, быстро перебегают к конкурентам. Остальные так и остаются сидеть сложа руки в ожидании, что кто-то придет и решит все их проблемы. Сложившуюся ситуацию как нельзя лучше иллюстрирует история, которую Ицхаку Адизесу однажды поведал один знакомый финансист.

«Несколько лет тому назад один известный банкир рассказал мне историю о мифической стране, которую я буду называть Калико (calico - миткаль). Эта история легко могла произойти с любой страной, любой компанией или человеком.

«Как всем известно, - начал банкир, - Калико сталкивается с серьезными экономическими проблемами. Есть два варианта их решения. Один - рациональный, а другой - основанный на чуде. Рациональный вариант заключается в том, что в один прекрасный день с небес спустится волшебник и спасет Калико». Тут я прервал его: «Если это рациональное решение, то на каком чуде основано другое решение?» - «Чудо произойдет в том случае, если жители Калико перестанут жалеть свои задницы и начнут по-настоящему работать» (Ицхак Адизес: Управление жизненным циклом организации).

Таким образом, аристократическая компания не желает меняться изнутри. Она питает надежды, что в будущем в благоприятную для нее сторону изменятся условия извне: поменяются предпочтения и потребности покупателей, возрастет их уровень доходов, ослабнет конкуренция, изменится политика государства и т.д.
Исход
Каков финал? Политика ничегонеделания вскоре приносит свои плоды. Аристократическая компания становится неконкурентоспособной и лишается рынка. Поскольку она с каждым днем уходит все в больший минус, первое, что большие боссы начинают делать – это сокращать издержки. Естественно, виновниками катастрофы становятся те, кто корпел над созданием продукта и его совершенствованием. Начинаются массовые увольнения. Предпринимательский дух (Е) исчезает полностью. Сходит на нет (I). Способность к выживанию становится минимальной, и организация вступает на следующий аномальный этап старения. Начинается Охота за ведьмами.
Made on
Tilda