Администратор, как правило, пытается все задокументировать. Но для того, чтобы организация была результативной, порой приходится сокращать предписанную процедуру, нарушая инструкции и письменные распоряжения. Для того, чтобы сделать компанию более гибкой и при этом не утратить контроль над ситуацией, Ицхак Адизес рекомендует все предписания поделить на три категории: руководящие указания, правила и корпоративные принципы.
Руководящие указания – это письменные или устные инструкции, которые сотрудники при желании могут проигнорировать. Такая свобода действий связана с тем, что в действительности условия могут отличаться от тех, которые предусмотрены директивой, а прошлый опыт не соответствует новым реалиям.
Правила – это инструкции, которые можно нарушить, если сочтет сложившуюся ситуацию исключением из правил. Но есть одно «но»: менеджер обязан сообщить о несоблюдении правила своему руководителю.
Корпоративные принципы нужны для того, чтобы предотвратить грубые нарушения персонала. В отличие от правил, их запрещено нарушать без разрешения начальства. В идеале их должно быть не больше десяти, поскольку избыток может привести компанию к преждевременному старению. Основную массу инструктивных материалов должны составлять руководящие указания, иначе форма будет превалировать над функцией.
Для того, чтобы люди смогли отличать вид предписания, каждой категории необходимо присвоить свой цвет. Таким образом, зная, что разрешено, а что запрещено, персонал сможет проявлять инициативу. Люди перестанут быть связанными по рукам и ногам и станут быстрее реагировать на изменения. Атмосфера в коллективе улучшиться, а бюрократический дух улетучится.